Речицкий районный исполнительный комитет. Официальный портал

Экономика

Комплекс мер по реализации первого этапа стратегии развития малого и среднего предпринимательства ”Беларусь – страна успешного предпринимательства“ на период до 2030 года


Комплекс мер по реализации первого этапа стратегии развития малого и среднего предпринимательства ”Беларусь – страна успешного предпринимательства“ на период до 2030 года


16 декабря 2019. Разместил: info

Министерство экономики Республики Беларусь во исполнение пунктов 43, 55, 87 Комплекса мер по реализации первого этапа стратегии развития малого и среднего предпринимательства ”Беларусь – страна успешного предпринимательства“ на период до 2030 года, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 г. № 348 направляют предложения по их реализации.

Пункт 43. Подготовка предложений и практических рекомендаций о развитии франчайзинга в Республике Беларусь.

Интерес к такой форме организации предпринимательской деятельности как франчайзинг в республике постоянно растет.

По данным Ассоциации франчайзеров и франчайзи ”Белфранчайзинг“[1] (далее – Белфранчайзинг), на 1 июля 2019 г. такую деятельность осуществляло более 1000 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 40 % работают по национальной франшизе.

На официальном сайте Минэкономики размещено разработанное
в рамках совместного проекта ПРООН в Республике Беларусь
и Минэкономики ”Содействие занятости и самозанятости населения
в малых и средних городах Республики Беларусь“ (рег.№ 2/17/000828
от 8 февраля 2017 г.) практическое пособие для предпринимателей ”Франчайзинг“ (http://economy.gov.by/uploads/files/msb-aktual-info/Posobie-PROON-klastery-i-franchajzing.zip). Данное пособие содержит общую информацию о франчайзинге и практические рекомендации
по использованию данной технологии в предпринимательской деятельности.

Для дальнейшего развития франчайзинга Государственным комитетом по науке и технологиям и Белфранчайзингом предлагается:

предусмотреть в составе обязательного лицензионного комплекса договора предпринимательской лицензии (франчайзинга) либо товарный знак, либо фирменное наименование правообладателя (по выбору сторон договора). Такое новшество позволит индивидуальным предпринимателям выступать в качестве правообладателей, разрешит некоторые трудности использования фирменного наименования;

рассмотреть возможность регистрации не самих договоров франчайзинга, а передачу прав, входящих в лицензионный комплекс.
В процессе регистрации передачи прав, входящих в лицензионный комплекс (такой подход применяется в Российской Федерации), участники отношений смогут начать осуществлять действия
по открытию франчайзингового объекта, платежи и иные действия;

определить на законодательном уровне понятия ”франчайзер“, ”франчайзи“, ”франшиза“, ”франчайзинговая сеть“, а также виды  франчайзинговых структур с учетом мировой и национальной практики осуществления предпринимательской деятельности по договору франчайзинга. В ряде стран (Казахстан, США, Италия, Австралия) отдельными законодательными актами закреплены соответствующая терминология, права и обязанности участников франчайзинговых отношений;

включить в договор франчайзинга норму об обязательном перечислении пользователем комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) правообладателю обеспечительного платежа, который подлежит возврату после исполнения пользователем вводных обязательств по запуску и оснащению объекта, первоначальным платежам, обучению персонала. Такая практика активно используется
в России, Украине, США и позволяет компаниям снизить риски при быстром развитии как на национальном, так и международном уровне,
а также положительно влияет на организацию производителями сбытовой сети с помощью франчайзинга в других странах;

разработать рекомендуемую для использования форму типового договора франчайзинга, предусмотрев специальные меры ответственности для пользователей и для третьих лиц за нарушение прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности в процессе осуществления предпринимательской деятельности по такому договору. В виду высокой степени индивидуальности договоров франчайзинга обязательный характер применения типовой формы договора франчайзинга на практике может вызвать определенные затруднения.

По мнению Белфранчайзинга, одной из проблем продвижения национальных брендов за рубежом, является низкая заинтересованность белорусских производителей выступить франчайзерами, что приводит
к созданию предпринимателями других стран так называемых ”магазинов белорусских товаров“ за рубежом.

В связи с изложенным полагаем целесообразным также поручить:

1.  ГКНТ[2] совместно с заинтересованными (Национальным центром законодательства и правовых исследований, Министерством юстиции, Министерством антимонопольного регулирования и торговли, Белфранчайзингом) проработать целесообразность законодательного закрепления выше изложенных предложений и согласованные предложения представить в Минэкономики для возможного включения их в соответствующей части в проект Закона Республики Беларусь
”Об изменении кодексов“ (предусматривает корректировку Гражданского кодекса Республики Беларусь), в том числе на стадии доработки
к первому или второму чтению его при поступлении из Палаты представителей (после внесения Советом Министров Республики Беларусь);

2.  облисполкомам, Минскому горисполкому:

оказывать содействие в проведении специализированных мероприятий по франчайзингу (выставок франшиз);

разместить на сайтах облисполкома, горисполкома практическое пособие для предпринимателей ”Франчайзинг“ для информирования  широкого круг заинтересованных;

3.  МИДу, МАРТу, отраслевым министерствам, концернам разработать меры по стимулированию разработки франшиз национальными производителями товаров (работ, услуг) в целях развития товаропроизводящих сетей за рубежом;

4.  Минэкономики рассмотреть возможность включения стимулирующих мер по развитию франчайзинга в рамках проводимой работы по совершенствованию системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

         Пункт 55. Содействие внедрению субъектов малого и среднего предпринимательства в производственные технологические цепочки крупных предприятий на основе аутсорсинга и субконтрактации, кластерного развития.

В настоящее время Министерством экономики Республики Беларусь совместно с заинтересованными ведется работа по реализации проекта ”Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий“ (далее – проект). Данный проект реализуется в соответствии с Решением Евразийского межправительственного совета от 30.04.2019 № 2.

В целях реализации данного проекта утверждены техническое задание на оказание услуг по разработке и внедрению евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий (далее – евразийская сеть), паспорт проекта и верхнеуровневый план мероприятий по реализации проекта. Срок реализации проекта –
2019-2020 годы.

Национальным координатором проекта является Министерство экономики Республики Беларусь, национальным оператором – Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Евразийская сеть предназначена для обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов государств-членов ЕАЭС в целях промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий.

В настоящее время Евразийской экономической комиссией осуществляется закупка услуг по разработке и внедрению евразийской сети. На реализацию проекта предусмотрены финансовые средства комиссии в размере до 150,45 млн. российских рублей.

Конечным результатом проекта станет экосистема сервисов (банковского сопровождения, контроля и исполнения  контракта, финансовых и страховых услуг, логистического сопровождения и другие) по предоставлению хозяйствующим субъектам механизма оперативного подбора наиболее эффективных партнеров по кооперации и субконтрактации, вовлечения малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных производителей, оптимальной загрузки производственных мощностей, а также стимулирование инновационных процессов путем трансфера технологий, возможности продвижения продукции субъектов промышленности с использованием международных цифровых экосистем.

Дополнительным фактором развития промышленной кооперации
и субконтрактации являются ежегодные биржи субконтрактов
в промышленности, которые проводятся в рамках Белорусского промышленного форума. В работе 9-ой биржи, которая состоялась
17 сентября 2019 г., приняли участие около 200 представителей   субъектов малых, средних и крупных производственных предприятий из разных регионов Республики Беларусь и Российской Федерации (Новосибирская, Калужская области, г. Пенза).

В целях снижения затрат, а также отчуждения непрофильных активов и неиспользуемого недвижимого имущества субъектам предпринимательской деятельности под создание дополнительных рабочих мест, крупные промышленные организации (ОАО ”ИНТЕГРАЛ“ – управляющая компания холдинга ”ИНТЕРГРАЛ“, ОАО ”Барановичский автоагрегатный завод“, ОАО ”АВТОТОРГСЕРВИС“, ОАО ”МПОВТ“ и другие) осуществляют передачу отдельных вспомогательных производств и непрофильных (неосновных) производств специализированным организациям на аутсорсинг.

В то же время необходимо отметить, что передача на аутсорсинг вспомогательных производств целесообразна при благоприятной конъюнктуре рынка соответствующих услуг, отвечающих критерию ”цена-качество“.

В целях развития кластерной инициативы с привлечением субъектов малого и среднего предпринимательства реализуются ряд проектов, направленных на формирование кластеров на основании действующего законодательства, проводится оценка потенциала
уже действующих в регионах таких формирований.

Реализуемые Всемирным банком совместно с Министерством экономики Республики Беларусь мероприятия по подкомпоненту ”Инициативы повышения конкурентоспособности“ (программа ЕС
и Республики Беларусь в поддержку развития частного сектора) способствуют созданию кластеров с участием профессиональных ассоциаций (союзов юридических лиц) и технопарков
из 4-х приоритетных секторов экономики, имеющих наибольший организационный и инновационный потенциал для реализации кластерных инициатив (информационно-коммуникационные технологии, медицина, фармацевтика, биотехнологии и зеленая экономика, приборостроение и робототехника). Проект ”Развитие кластерной системы в Республике Беларусь“, реализуемый Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей им. проф. М.С.Кунявского совместно
с Советом по развитию предпринимательства при участии Министерства экономики Республики Беларусь способствовал широкому информированию возможностей реализации кластерных инициатив
в регионах республики среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

  На основании изложенного предлагается продолжить работу
по вышеуказанным направлениям.

Пункт 87. Рассмотрение вопроса о возможности закрепления
в законодательных актах мер, направленных на повышение эффективности способов обеспечения исполнения обязательств при оказании финансовой поддержки.

         В настоящее время, по мнению Национального банка Республики Беларусь, существующее правовое регулирование не в полной мере обеспечивает эффективное функционирование института залога как одного из наиболее надежных способов обеспечения исполнения обязательств.

В целях повышения эффективности способов обеспечения обязательств при оказании финансовой поддержки Национальным банком Республики Беларусь предлагались следующие меры:

         установление запрета на наложение ареста на заложенное имущество при наличии у должника иного имущества;

         повышение очередности удовлетворения обеспеченных залогом требований кредиторов в рамках исполнительного производства
и процедуры ликвидации;

         закрепление в законодательстве возможности предоставления
в залог имущества юридического лица без предъявления требований
о детальном описании залогового обеспечения.

         Данные предложения прорабатывались Национальным центром законодательства и правовых исследований совместно с Минэкономики
и иными заинтересованными в рамках проводимой работы по внесению изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь. Однако,
в результате согласования данных предложений с заинтересованными, рядом органов государственного управления они не были поддержаны.

На основании изложенного для выработки дальнейших направлений по повышению эффективности способов обеспечения исполнения обязательств при оказании финансовой поддержки предлагается:

просить Комитет государственного контроля предоставить свое мнение по вышеуказанным мерам;

поручить Министерству финансов Республики Беларусь
и Министерству труда и социальной защиты населения Республики Беларусь информировать Совета Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь в срок до 16 декабря 2019 г. предоставить актуализированную позицию по вышеуказанным вопросам с описанием возможного положительного или отрицательного эффекта от их реализации.



[1] Ассоциация франчайзеров и франчайзи ”Белфранчайзинг“ (председатель Леонтьева О.В.) создана в 2011 году и объединяет 27 членов, с 2018 года является членом Всемирного совета по франчайзингу.

[2] ГКНТ и НЦИС выражена готовность принять участие в работе по совершенствованию законодательства по вопросам франчайзинга (в том числе в части подготовки соответствующего обоснования и анализа международного опыта).


Вернуться назад