Органы властиО мерах по уменьшения потерь нефтепродуктов при их перевозке автомобильным транспортомО мерах по уменьшения потерь нефтепродуктов при их перевозке автомобильным транспортом26 марта 2021. Разместил: info |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Успешное проведение весенних полевых работ напрямую зависит от своевременного и бесперебойного обеспечения сельскохозяйственных предприятий топливом и горюче-смазочными материалами (ГСМ). Доставка ГСМ в хозяйства области осуществляется специализированными транспортными средствами – автоцистернами. Свыше 90 % ГСМ перевозится автоцистернами районных предприятий, осуществляющих сервис, обслуживание и оказание услуг в сфере сельского хозяйства («агросервисы»). Так, например, автоцистерны ОАО «Брагинагросервис» практически на 100% обеспечивают доставку ГСМ в хозяйства не только Брагинского, но и Хойникского районов Гомельской области. Поломка хотя бы одной автоцистерны данного предприятия, может негативно отразиться в ходе полевых работ. Поэтому, необходимо постоянно следить за техническим состоянием автоцистерн и своевременно проводить необходимые испытания и проверки цистерн и специального оборудования. Вопросы технического состояния находятся на постоянно на контроле инспекторов Госпромнадзора в ходе проведения выборочных проверок и проверок, осуществляемых в рамках мероприятий технического (технологического, проверочного) характера (МТТХ). Своевременно доставить ГСМ важно и необходимо, но не менее важно обеспечить их экономию, сохранность качества и рациональное использование. «…создать целостную систему экономии материальных ресурсов, эффективное использование всех видов топлив. Обеспечить должный контроль за бережным хранением и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов. Обеспечить реконструкцию действующих нефте-и мазутохранилищ. Уменьшение отходов, потерь сырья и материалов на всех стадиях хранения и транспортитировки…» - вот только некоторые выдержки из Директивы Президента РБ №3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности». Экономия ГСМ достигается не только технически правильной организацией слива и хранения нефтепродуктов, но и применением их строго по назначению при эксплуатации транспортных средств. Сохранение качества ГСМ необходимое условие для обеспечения надежной и долговечной работы машин и агрегатов. Предупреждать потери и утечки нефтепродуктов нужно еще и для защиты окружающей среды. И, если полностью избежать потери нефтепродуктов по объективным причинам невозможно, то свести к минимуму такие потери возможно и просто необходимо. Нижеприведенный материал, цифры, примеры - давно просчитанные факты. Считаю, что сведения, указанные в нижеприведенных таблицах, как минимум, должны быть указаны на информационных стендах каждого производителя и потребителя услуг в области перевозки ГСМ.
Таблица №1 Возможные сверхнормативные (неоправданные) количественные потери нефтепродуктов при транспортировке в автомобильных цистернах.
Таблица №2 Возможные сверхнормативные (неоправданные) количественные потери нефтепродуктов при их хранении в наземных резервуарах.
Потери ГСМ разделяют на несколько основных позиций, это, потери из-за испарения; потери из-за утечек, разлива и разбрызгивания; потери от неполноты слива; потери от смешивания, обводнения и загрязнения; потери при проведении ТО и ТР, а также потери от повышенный расхода топлива из-за различных неисправностей транспортных средств и др. Потери ГСМ от испарения связаны с их фракционным составом и зависят от метеорологических условий и конструктивных особенностей автоцистерн. Наибольшую склонность к испарению обладают бензины, наименьшей – мазут и масло. Дизельное топливо по склонности к потерям от испарения занимают промежуточное положение. В свою очередь, потери нефтепродуктов от испарения делятся на потери от так называемых «малых дыханий» и «больших дыханий». Одним из путей снижения потерь от «малых дыханий», является снижение интенсивности нагрева цистерн. Для этого цистерны должны окрашиваться в светлые тона красок. Некоторые предприятия, приобретая специализированные транспортные средства со складов Министерства обороны, цистерны которых окрашены в защитный цвет, не спешат их перекрашивать в цвет с наибольшей лучеотражательной способностью (белая, оранжевая краска). В связи с этим, привожу некоторые цифры для примера. Так, бензин автомобильный, находящийся в одинаковых условиях, в зависимости от цвета окраски цистерны (тары) может нагреваться до температуры: алюминиевая окраска – 11,5 ºС; оранжевая - 12,0 ºС серая - 14.6 ºС; зеленая - 22 ºС; черная - 30 ºС. Как видно из этого примера бензин, находящийся в цистерне (таре) окрашенной в зеленый цвет в 2 раза больше нагревается, чем в цистерне окрашенной в оранжевый цвет, а следовательно в 2 раза интенсивнее происходит его испарение. Эффективным способом уменьшения потерь нефтепродуктов от «малых дыханий» является транспортировка и хранение их под избыточным давлением, поэтому на автомобильных цистернах устанавливаются дыхательные клапаны, которые срабатывающие при определенном избыточном давлении. В связи с этим, крайне важно своевременно обслуживать и испытывать дыхательные клапаны на герметичность. «Большое дыхание»- это вытеснение паров нефтепродукта из газового пространства цистерны при ее заполнении и поступлении в цистерну воздуха из атмосферы при ее опорожнении. Эффективным способом борьбы с потерями нефтепродуктов является оборудование автомобильных цистерн газоуравнительной системой, которая представляет собой систему газопроводов, соединяющих газовое пространство цистерны и резервуара, из которого производят налив нефтепродукта. Борьбу с потерями от насыщения газового пространства парами нефтепродуктов проводят также путем заполнения и опорожнения цистерн закрытой струей. Если в автоцистерну заливать (из цистерны сливать) бензин открытой струей, то с каждым 1м³ воздуха из цистерны в атмосферу будет уходить 2-3 кг, а если заливать (сливать) в цистерну бензин закрытой струей, то потери бензина не превысят 0,8 кг. Для уменьшения потерь нефтепродукта от испарения при верхнем наливе наливной рукав необходимо опускать до дна цистерны и налив производят под слой нефтепродукта. В этом случае потери от испарения не превышают 0,16 кг. На каждый 1м³ наливаемого бензина, в то время как при наполнении цистерны падающей струей потери возрастают в 5,5 раза, то есть на 1 м³ наливаемого бензина – 0,88 кг. Еще одним эффективным способом снижения потерь нефтепродуктов от испарения является уменьшение газового пространства. Однако в автомобильных цистернах добиться полной ликвидации газового пространства невозможно из-за температурного расширения нефтепродуктов, поэтому их заполняют на 90% от полной вместимости («по планку»). В цистернах, заполненных не полностью, большой объем газового пространства ведет к повышению потерь нефтепродуктов. Подсчитано, что потери бензина от испарения в резервуарах, заполненных на 20%, в 32! раза больше, чем в резервуарах, заполненных на 90%. Потери нефтепродуктов от вентиляции газового пространства автомобильных цистерн возникает из-за появления даже небольших неплотностей, в результате чего происходит выдувание паров нефтепродукта. Потери от испарения за счет вентиляции газового пространства резко возрастают при движении автомобильных цистерн, когда они интенсивно обдуваются воздухом. В этих условиях через отверстие площадью 1см² может в течении 1 часа теряться в виде паров до 1,5 кг. нефтепродуктов. Потери нефтепродуктов от вентиляции газового пространства полностью исключают, если плотно закрывают люки цистерн и напорно-всасывающие патрубки после заполнения, своевременно проверяют и регулируют дыхательные клапаны, обращают больше внимания на наличие и целостность уплотнительных резиновых прокладок, регулярно и в установленные сроки проводят ТО автомобильных цистерн. Таким образом, своевременное и качественное обслуживание цистерн и резервуаров, своевременное обслуживание и испытание дыхательных клапанов, своевременный ремонт (замена) разорванных сливо-наливных рукавов цистерн, своевременно проведение испытаний и проверок цистерн на герметичность, своевременная замена уплотняющих прокладок, качественное и в полном объеме проведенное ТО - эффективные меры принимаемые для уменьшения неоправданных потерь нефтепродуктов.
Владимир Плеханов – ведущий государственный инспектор отдела надзора Гомельского областного управления Госпромнадзора. Вернуться назад |