Поможет конкуренция » Речица.BY - Официальный сайт
 
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ       ru   be   en   de  
Поиск по сайту :
telegram   telegram   telegram   telegram   instagram
 
 
Речица.BY » Новости района » Поможет конкуренция
Поможет конкуренция
11 марта 2011
alt В прошлом номере газеты в рубрике «Новости республики» мы сообщили о вступившем с 1 марта Указе Президента страны №72, либерализующем ценообразование. Суть документа сводится к полной отмене предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенных в специальный перечень. Проще говоря, отныне производитель или импортер, производящий или ввозящий в страну товары, не включенные в перечень, может устанавливать на них любую цену, лишь бы она была конкурентоспособна на рынке. На заметку в «Т-и» откликнулось несколько читателей, задавших по сути один и тот же вопрос: так вырастут цены с 1 марта или нет? 

Думаю, ответ надо начать со следующего: цены росли и до появления Указа №72. Правительство регулярно пересматривало в сторону повышения цены на автомобильное топливо, услуги ЖКХ, газ и электроэнергию, проезд в городских автобусах и поездах, на алкогольную и табачную продукцию, а также на ряд других социально-значимых товаров и услуг. Так вот, после 1 марта с этим социально-значимым перечнем никаких нововведений не будет, по-прежнему Совет Министров страны, ряд министерств и ведомств, а также облисполкомы будут регулировать цены (тарифы) в пределах своей компетенции. В качестве примера можно привести совсем свежий – увеличение с 3 марта концерном «Белнефтехим» цен на бензин и дизтопливо. Цены в зависимости от вида топлива были увеличены от 4,5 до 10,5 процента. В то же время на мировом рынке только за последних два месяца нефть подорожала более чем на 20%. Компенсируй сейчас «Белнефтехим» свои издержки за счет потребителей на 1/5, рост цен произойдет буквально на все, а значительной части белорусского «среднего класса» машины придется надолго оставить в гаражах и на стоянках.
Чтобы этого не случилось, государство и должно ограничивать аппетиты, в первую очередь, монополистов на рынке (коим «Белнефтехим» и является). Также государство оставляет под своим контролем цены на большую группу продовольственных товаров. В перечень включено около 50 наименований, в том числе свинина, говядина, куриное мясо, вареные, ливерные и кровяные колбасы, молоко, кефир, сметана, творог, масло сливочное и подсолнечное, соль, сахар, различные крупы, рыба, картофель, некоторые овощи, фрукты и даже бананы, апельсины и лимоны.
На все остальные виды продовольственных товаров цены свободные, а это означает, что не только производитель или импортер могут устанавливать любую их стоимость, но и у торговли развязаны руки в части установления торговой наценки. Раньше такая наценка, включая оптовое звено, была ограничена 30%. А сейчас?
А сейчас, к примеру, на какой-нибудь вид копченой колбасы можно «накрутить» и 100% торговой надбавки, но кто ее купит, когда в соседнем магазине она будет стоить значительно дешевле. Это хорошо понимают в двух крупнейших торговых предприятиях города – КТУП «Торгсервис» и ОАО «Приднепровье», которые создали на базе своих магазинов дискаунтеры. Конечно, речицкие дискаунтеры значительно отличаются от своих западных аналогов, но, по крайней мере, в одном они схожи: на реализуемые здесь товары устанавливается предельно низкая торговая надбавка. По словам экономиста по ценам ОАО «Приднепровье» Галины Раенок, на предприятии в вопросах ценообразования с 1 марта никаких изменений не произошло: на товары, цены на которые не регулируются государством, делается минимально возможная торговая надбавка. И такой маркетинговый ход не является какой-то благотворительностью, делающейся в ущерб интересам предприятия. В основу положен трезвый расчет: чем ниже цена, тем больше в магазины придет покупателей, вырастет товарооборот, а с ним – и прибыль. То, что это действительно так, подтвердила ведущий экономист ОАО «Приднепровье» Анна Кудашева, рассказавшая вашему корреспонденту, что после преобразования магазинов «Новоречицкий» и «Дружба» в дискаунтеры товарооборот в них вырос на 25%.
Но никакой дискаунтер не сможет снизить цены, не сможет дать широкий выбор товаров, если не будет конкуренции. Вспомните советские времена с монополизмом госторговли, пустыми магазинными полками, «дикими» базарными ценами и поездками в Киев за колбасой. Создать в нашем городе конкурентную среду в сфере торговли призваны частные магазины и предприниматели, торгующие на рынках. Каковы же там цены на продовольственные товары, торговая надбавка на которые с 1 марта отпущена на свободу?
Итак, пятница, 4 марта, «Славянский рынок». В мясном павильоне многолюдно и возле прилавков со свежим мясом, и возле витрин с колбасами и сырами. Основной контингент покупателей – пенсионеры. Поговорив с некоторыми, выяснил, что еженедельный поход на рынок для них – традиция, выработанная еще со времен СССР. Покупают в основном недорогие вареные колбасы и сосиски, по случаю предстоящего праздника – и что-нибудь повкуснее и подороже. Вот это «повкуснее и подороже» и стало предметом небольшого журналистского исследования.
Суть его свелась к следующему. Рынок – слабоватый конкурент для дискаунтера, т.к. никакой более-менее существенной разницы в ценах на колбасы, копчености и сыры, которые есть в продаже, к примеру, и в магазине «Дружба» и мясном павильоне на рынке, и на которые с 1 марта отпущены цены, обнаружить не удалось. Цены на полукопченые колбасы в магазине стартуют от 13670 рублей, на рынке – от 14000 рублей; на копченые колбасы – соответственно с 29 тысяч с небольшим и с 27 тыс. рублей; цены на приличного вида и, надеюсь, вкуса копчености и там, и там варьируются в пределах от 25000 до 30000 рублей; твердые сыры жирностью свыше 45% в «Дружбе» стоят от 20670 рублей, на рынке – от 19710 рублей. Этот ценовой паритет весьма удивителен, ведь издержки на ведение бизнеса у юридических лиц по сравнению с индивидуальными предпринимателями, торгующими на рынке, гораздо выше. Казалось бы, цены на рынке должны быть существенно ниже, но подишь ты…
Можно, конечно, спорить о том, высокие это цены или вполне приемлемые (низкими их, конечно, не назовешь), но факт остается фактом: ценового скачка на продукты с 1 марта не произошло. Не должно быть его и в дальнейшем – при условии, что конкуренция среди и производителей, и продавцов еще больше усилится. В этом всем нам, покупателям, может помочь отсутствие каких-либо ограничений на поставку продукции производителей из других регионов страны и открытие в Речице гипермаркетов. Последние – конечно, не панацея от высоких цен, но сэкономить какую-то «копейку» помогут. Чтобы убедиться в этом, достаточно в утренние часы в выходной день посмотреть на плотный поток машин, спешащих из Речицы в Гомель на тамошние рынки, в торговые центры, супер- и гипермаркеты.
Влад Макаревич

ОАО «Телерадиокомпании «Телевид»

 

 
Адрес:
247500 г.Речица, пл.Октября, 6
Телефон: (+3752340) 3 41 71
Факс: (+3752340) 3 76 46

Республика Беларусь
Официальные документы
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей


















Единый день безопасности

Помогут
Помогут
Помогут

Помогут
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ