22 января 2012 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон). О том, чем принципиально отличается новый Закон от действующего ныне, наш сегодняшний разговор с начальником отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Речицкого рай-исполкома Еленой Шингирей.
– Елена Евгеньевна, на Ваш взгляд, чем обусловлено появление еще одного правового документа, касающегося работы с обращениями?
– Со времени вступления в силу Закона Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан» принят ряд законодательных актов, регулирующих отношения в сфере работы с обращениями. Это Декрет Президента Республики Беларусь от14 января 2005 г. № 2 «О совершенствовании работы с населением», Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», Указ Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц». Как показала практика и объективные факторы раз¬вития нашего государства повлияли на возникновение новых форм обращений граждан и методов ра¬боты с ними. Вновь принятый Закон включил в себя основополагающие нормы названных выше законодательных актов и учел реалии времени, обеспечивая тем самым полноту и системность правового регулирования отношений в сфере обращений граждан и юридических лиц.
– В этой связи, на что в первую очередь Вы бы обратили внимание читателей нашей газеты?
– Таких моментов несколько. Закон призван регулировать общественные отношения, касающиеся обращений граждан, в том числе индивидуальных предпри¬нимателей, и юридических лиц в государственные ор¬ганы, иные организации, граждан – к индивидуальным предпринимателям. В нем прописано, что форма обращения может быть не только устной или пись¬менной, а и электронной. Электронные обращения направляются в го¬сударственные органы и иные государственные организации посредством компьютерной сети Интернет на адрес их электрон¬ной почты либо размещаются в специальной рубрике на их официальных сайтах. Требования к электронным обра¬щениям немногим отличаются от предъявляемых к письменным. В электронных обращениях не требуется проставления личной подписи заявителя, однако требуется указание адреса его электронной почты. При этом электронные обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом некоторых особенностей. Так, ответ на электронное обращение направля¬ется в электронном виде, за исключением случаев, когда заявитель просит ответить письменно или в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты, а также по решению руководителя организации или уполномоченного им лица, рассматриваю¬щего электронное обращение.
Письменные обращения могут быть поданы нарочным (курьером), по почте, в ходе личного приема, а также путем внесения замечаний и (или) предло¬жений в Книгу замечаний и предложений. Язык письменного обращения должен быть русским или белорусским. И совершенно новая норма: ответ дается на языке обращения. Написал человек нам или в другую организацию на белорусском языке – рассматривающие это обращение обязаны дать ответ на белорусском языке. И еще один маленький штришок: рукописное обращение должно быть написано четким, разборчивым почерком, что тоже нигде ранее не прописывалось.
Грядут новшества и в организации личного приема. Начиная с 22 января, во время такого приема по решению руководителя организации можно вести аудио- и видеозапись, фото- и киносъемку. Только о возможном применении соответствующих технических средств обязательно нужно уведомить заявителей до начала личного приема. Вводятся и ограничения. Если раньше было прописано, что мы не вправе отказать в личном приеме при обращении по вопросам, относящимся к нашей компетенции, то теперь эта норма несколько уточняется. Нельзя отказать, за исключением случаев, когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо когда переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена.
– А по какой причине она прекращается?
– Решение об этом принимает руководство организации, в которую человек подал повторное обращение, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые аргументы.
К слову, порядок рассмотрения обращений не претерпел существенных изменений. Вместе с тем Закон расширяет полномочия организаций по оставлению обращений без рассмотрения по существу, без ответа и по прекращению переписки. При наличии последнего аргумента, мы будем вправе оставить без ответа очередное обращение по одному и тому же вопросу. А еще с 22 января на законных основаниях можно оставлять без ответа и ряд обращений иного характера. К таковым относятся благодарность и обращения, которые не содержат каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении законодательства, недостатках в работе организаций. Такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются. Примером случая, когда ответ не обязателен, может быть заявление с просьбой спилить аварийное дерево возле двора. Спилили, заявитель в акте выполненных работ расписался, так какой смысл еще уведомлять его о результате реагирования на обращение, если он об этом уже знает.
И обжалование обращений – новый момент. Мы раньше разъясняли (и пока продолжаем это делать) порядок обжалования в каждом письменном ответе. С 22 января в этом не будет надобности, если удовлетворили или частично удовлетворили просьбу человека.
– Спасибо, Елена Евгеньевна, за содержательную беседу.
Интервью вела Алла Федосенко
Телерадиокомпания "Телевид"