На мехдворе в деревне Будка по поводу приезда местной прессы оживление: куда-то запропастился Александр Шишко – молодой водитель, который в нынешнюю жатву в хозяйстве занимает лидирующие позиции на отвозке зерна. В то время как его более опытные коллеги лишь недавно переступили тысячетонный рубеж, Александр уже вплотную приблизился к двум тысячам. Впервые за уборку его ГАЗ встал на срочный ремонт. «Саша, сейчас все медали раздадут, тебе ничего не достанется», – подкалывают парня.
Александру – 22 года. С виду – симпатичный, худощавый парень, на плече – татуировка. В хозяйстве он только с апреля. Раньше, после армии, работал водителем в Речицком лесхозе. В «Обороне страны» трудятся его родители: Виктор Анатольевич – водителем, Светлана Ивановна – инженером по ТБ. В общем-то, что такое жатва, молодому человеку объяснять не надо. Бывало, говорит он, приходилось подменять отца. Да и впервые за руль сел на поле в отцовском ГАЗе в 13 лет. Но так, чтобы по-настоящему, как говорится, по-взрослому, с 7 утра и до 10 вечера впрячься в страду, в его жизни впервые.
– Говорят, на тысячников работает чуть ли не все хозяйство, – интересуемся между прочим.
– Пока сам зерно не вывезешь, никто в тысячники не запишет, – слышим в ответ. – Больше вывезешь – больше заработаешь.
Словом, неожиданно для всех (возможно, и для себя?) задал Александр такой темп работы, что некоторым асам приходится лишь озадаченно почесывать затылок. По тоннажу этот целеустремленный паренек не только лучший в «Обороне страны», но и среди молодых водителей в районе.
На уборке в хозяйстве задействовано 9 экипажей и 8 водителей, рассказывает главный агроном КСУП «Оборона страны» В.В. Луцко. На 1 августа было убрано 74% площадей зернобобовых. Намолочено более пяти с половиной тысяч тонн со средней урожайностью 40,9 центнера с гектара. Солома зеленая, а зерно сухое, ему бы еще зреть, – характеризует особенности нынешнего урожая Владимир Владимирович. Хотя виды на общий каравай неплохие. Во всяком случае, не хуже, чем в прошлом году. Тогда в «Обороне» без учета кукурузы намолотили 7200 тонн зерна.
«Если говорить о водителях, то хорошие показатели у Дороха Александра Николаевича и Дороха Вячеслава Вячеславовича, – продолжает главный агроном. – Александр Николаевич раньше был механизатором, затем с комбайна пересел на автомобиль. Где бы ни работал – всегда в числе передовиков».
Эффективная работа зерноуборочных экипажей зависит не только от опыта и профессионализма механизаторов. Во многом высокие цифры намолота определяются деловыми отношениями между старшим комбайнером и его помощником. С хорошим другом в один комбайн лучше не садиться – бытует и такое мнение. Механизатор с многолетним стажем Александр Николаевич Бракоренко проблему взаимоотношений решил по-своему. У него экипаж семейный. Если надо, помогает жена Надежда (работает в школе). Вместе они уже 19 лет. Дома – главная она, на поле же последнее слово за супругом. На этот раз Александру Николаевичу помогает дочь Наталья. Подъем в 6 утра, свободного времени практически нет. Для студентки филологического факультета, наверное, сложно. Но Наталья бодрится. Говорит, что не впервой. Показатели у семейного экипажа Бракоренко из года в год стабильно высокие. Заинтересованно работают люди. А что еще надо?
Остановка следующая. На поле встречаем экипаж, которому первым в «Обороне страны» до заветной тысячи тонн в минувшую среду оставалось совсем немного. Он опять-таки – молодежный. Старший комбайнер – Голуб Юрий Иванович – в свои 30 лет в хозяйстве человек авторитетный. Юрий потомственный хлебороб, продолжает дело отца. В «Обороне страны» работает и один из его старших братьев. А вот две сестры и еще один брат обосновались в городе. «Отдыхают там», – то ли в шутку, то ли всерьез замечает Юрий. Его помощнику Андрею Владимировичу Луцко всего 21 год. Недавно парень окончил Краснобережский аграрный колледж, получил специальность агронома. На вопрос – кем себя видишь лет через десять – Андрей пока затрудняется ответить. А пока он, как и другие молодые специалисты хозяйства, в жаркую страду проходит важнейший жизненный экзамен. Экзамен на ответственность.
Оксана МШАР
Фото автора
"Дняпровец"