Светлана Ивановна БАЦУНОВА – человек удивительный. Удивительный в своем таланте. Если в поле зрения на разного рода мероприятиях в городе попадают работы этого мастера, они не отпускают. Вот одна из них, вышитая крестиком, – «Девушка с жемчужной сережкой». В загадочном взгляде, в легком повороте головы девушки, её полуулыбке – и мечтательность, и непосредственность, и притягательность… А вот куклы Тильда – милейшие создания, одна форсистее другой, все как на подбор модницы, и у каждой, судя по всему, свой характер… Всю эту красоту создает наша героиня своими руками. Автор, взяв иголку в руки, стежок за стежком вытесняет серые краски из наших будней, наделяя жизнь яркими цветастыми тонами и добром. Более того, часть коллекций миниатюрных туфелек и маленьких книжечек, выставленная в Речицком экологическом центре, – это тоже ее экспонаты.
Чтобы пересчитать все персональные выставки Светланы Бацуновой, не хватит пальцев рук. В московском конкурсе по прикладному искусству в некоторых номинациях она вошла в десятку лучших вышивальщиц стран СНГ. Неоднократно награждалась дипломами как участница-победитель республиканских конкурсов вышивки. Ее работы разъехались по всему миру: в Израиль, Арабские Эмираты, Германию, Англию…
Перехватить Светлану Ивановну и пригласить на интервью тоже оказалось делом непростым. В минувшую среду состоялось открытие очередной выставки ее работ в Гомельском музее. Присутствовали ее поклонники, единомышленники из Минска, Витебска, долго не отпускали тележурналисты…
И, наконец, она – наш гость.
Образование
«Девушка с жемчужной серёжкой»
– Светлана Ивановна, расскажите вкратце о себе.
– Родилась в д. Володарске. Отец работал агрономом, потом председателем хозяйства. И мы переезжали с одного населенного пункта в другой: Глыбов, Молчаны. Оканчивала учебу я в Речице – СШ № 5. Сколько помню себя – хотела строить дома, быть дизайнером. Талант к этому был у отца: он замечательно рисовал. После школы поехала в Томск к двоюродной сестре. Прошла по конкурсу в Томский инженерно-строительный институт. Проучилась два года и оставила учебу: не моё. Почему? Ничего от архитектуры там не было. Прошло время, я работала. А в 24 года, тогда уже растила дочку, поступила на дневное отделение в этот же институт, но на архитектурный факультет. Его только что открыли. Три года проучилась. А затем кого – в Москву, кого – в Ленинград. Это было своего рода и учеба, и практика. Я в столицу попала. После окончания института заведовала отделом «Томскреставрация», затем работала архитектором одного из районов в Томске. Однако ребенок часто болел, и я вернулась в Речицу, к матери. Работала архитектором района.
Наследственность – это серьезно
– Откуда у Вас тяга к рукоделию?
– Я верю в гены. В свое время моя бабушка по материнской линии Ирина Акимовна Захаренко осталась вдовой с шестью детьми. Мой дедушка служил в Чапаевской дивизии и рано ушел из жизни: умер от ран. Так вот, бабушка была невероятной рукодельницей. Она обшивала-перешивала всю свою деревню. У меня сохранилась сотканная ею сорочка изо льна. Самое удивительное, что бабушка сама посадила этот лен, затем собрала, мяла… В общем, она и соткала с него и сшила себе сорочку, причем безупречным двойным рубцом с белорусским орнаментом. Конечно, это шедевр. Моя дочь, а она работала ведущей актрисой Гомельского драмтеатра, шесть раз выходила в этой сорочке на сцену: играла Павлинку. Естественно, талант передался и моей маме Татьяне Борисовне. Она в рукоделии – гений. У нее проблемы со зрением, но я ей говорю – мама, помоги закончить куколку – и она сидит и работает. Вязала спицами, крючком, вышивала гладью. У меня хранятся ее работы. Они впечатляют. Дочь моя, когда была в декретном, взяла в руки спицы и стала вязать такие вещи, как будто раньше только этим и занималась.
– Ну а внучка?
– Скажу лишь, что когда ей было пять лет, она попросила у меня иголку. А когда Валерии исполнилось тринадцать, ее работы /всего 14 картин/ выставлялись вместе с моими.
– Первый опыт творчества?
«Девочка с игрушкой»
– Мама моя с иронией говорит, что я родилась с иголкой. Вышивала в детстве цветочки, делала канву. Это сейчас она продается на любой вкус и цвет, а тогда ее не было. Какая пряжа попадалась в руки, с той и работала. Сколько помню, дочь моя в детстве лучше всех была одета. Потому что перешивала всю одежду. Шила пальто, шубы… Все, кроме обуви. А когда ушла на пенсию, дай-ка, думаю, вспомню рукоделие… К тому же в продаже стали появляться журналы со схемами. Первая моя серьёзная работа – вышивка “Дачный домик”.
И жизнь, и муки, и любовь
– Вы увидели, что получилось. И дело пошло?
– Приблизительно так. Но я же не столько по образованию художник, сколько в душе. Беру схему и вижу, что она несовершенна. К тому же обязательно нахожу репродукцию. И понимаю, что схему надо дорабатывать. Над чертами лица работаю особенно тщательно. Коллеги в Минске считают меня мастером лица. Да, у меня здесь своя техника.
– А если не получается?
– Значит, надо пороть. Сейчас работаю над новым вариантом «Незнакомки» Ивана Крамского. Картина пошла хорошо, а бант я распаривала шесть раз. Бант-то должен быть атласным. Надо было придумать спецэффект, чтобы передать эту ткань, этот блеск… Вот я и мучилась в творческом поиске, пока не придумала решение.
– Какие сюжеты Вам ближе?
– Мне близки работы художников-импрессионистов, да и не только их. Одна из любимейших – «Подсолнухи» Ван Гога, работы Яна Вермеера, «Московский дворик» Поленова. Вышивала я ее полгода. Сегодня в моей коллекции из 200 работ 30 выполнены по полотнам известных художников.
– Существует ли вышивальный бизнес?
– У нас вряд ли. Скажу, что я росла в семье, где не было культа денег. Скромно жили. Поэтому этот «вирус» мне незнаком. И к деньгам отношусь без нервов: хватает на самое необходимое – и слава Богу. Я – не ремесленник. К тому же расставаться со своими работами очень тяжело. Мне за «Мадонну» предлагали большие деньги, как только не уговаривали – не поддалась. Некоторые мои работы являются постоянными экспонатами музея в Гомеле. И я этому очень рада. Как-то сделала куклу-белорусочку. Хорошо получилась. Кто-то из приезжих заметил и предложил купить. Деньги по нашим меркам очень хорошие. Но я объяснила – это то, что не продается. Куклы люблю до посинения.
– Самые престижные выставки, где выставлялись Ваши работы?
– Я равнодушна к престижности. Вот в четвертый раз выставляюсь в музее истории города Гомеля /бывший охотничий домик/. Директор Юлия Святославовна Купреева. И мне там очень комфортно: и люди, которые там работают, и атмосфера – все по душе. Это – как дом родной. Я с работниками этого музея давно дружу и их люблю… Шесть раз принимала участие в республиканских выставках вышивки в Минске, дважды – в родной картинной галерее.
– Сколько дней Вы можете не брать иголку в руки?
– Для меня день, когда я не сделала стежок, – потерянный день. Я не могу, чтобы не работать, чтобы не шить. Это моя жизнь.
– Ваша мама ревнует Вас к рукоделию?
– Что Вы! Я чаще слышу от нее: «Отдохни!»
Советы начинающим
– Какими качествами надо располагать, чтобы рукоделие привлекло и наших читательниц?
– Нужны усидчивость, аккуратность. А спешка категорически противопоказана: крестик должен быть аккуратный, в одну сторону-в другую… И еще – надо попробовать. Это затягивает. К тому же в бутиках сейчас наборы любые: для вышивания бисером, гладью, шерстяными нитками. Было бы желание. Мне радостно, что в школах ввели рукоделие: вязание, печворк… Это значит, что рукоделие вновь набирает популярность.
– Вы – признанный мастер вышивания крестиком, гладью, а чем привлекли Вас куклы Тильда?
– Они такие непосредственные. Привносят в мою жизнь ощущение праздника. А началось все с того, что купила журнал «Лена». Сделала выкройку, купила синтепон. Там нужны лоскутки тканей. А я лоскутным шитьем занимаюсь давно. И ожили куклы. Вот я и «заболела» ими.
Откуда родом?
– Знаю, что одно время Вы пытались восстановить свою родословную. Удалось?
– Вот действительно, во мне живет ген собирательства. Внучка одно время не давала мне покоя: откуда наш род пошел? И я решила разобраться, дойти до сути. Писала письма родным, расспрашивала, просила выслать фотографии, делала запросы в архивы. В итоге генеалогическое дерево готово. Только по линии матери – более 80 человек.
Блиц-опрос
– Какая пора года Вас вдохновляет?
– Осень.
– А время суток?
– Мое время – это утро с 6 до 10.00 и вечерние часы. Это самое работоспособное для меня время, когда приходят на ум идеи, даже стежки получаются другие, чем днем.
– Какие качества Вы цените в людях?
– Доброту, дружелюбие…Честность по-любому должна в человеке быть. Я не люблю это слово… Люблю тех, кто умеет дружить. Как правило, с возрастом у людей мало друзей, зато они настоящие, как золото самого высокого качества.
– Ваша мечта?
– Мечта вышить картину Шишкина «Дождь в сосновом бору». Она довольно-таки масштабная – 90 на 70. Уже начало положено. А самая заветная мечта – чтобы были здоровы мои доченька и внучка и чтобы моя мама подольше жила.
– Вы любите путешествовать?
– Конечно. В свое время я много где побывала. Ведь дочь моя живет в Арабских Эмиратах, работает. А сейчас мне хорошо здесь. Мирский замок, Несвижский. Что может быть лучше? Поехать, прогуляться…
– Есть ли вечная любовь?
– Любовь есть разная. Я люблю этот мир, в котором живу, моих родных, близких. Люблю свою Речицу… А на днях ехала в Гомель с племянницей Оксанкой, увидела скрутки соломы, а наверху аиста /о Боже!/ – и как закричу ей: «Останови машину!»
Беседовала Светлана МАТЛАШ
"Дняпровец"