ВОПРОС-ОТВЕТ23 июля 2021. Разместил: obrgr |
Вопрос: Кто должен проводить экспертизу недоброкачественного товара: продавец или покупатель? Где можно провести экспертизу товара? Ответ. Как правило, качественные товары можно обменять или вернуть в течение 14-ти дней с момента покупки на основании статьи 28 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Данные требования подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Обратите внимание, что существует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 г. № 778. Если же приобретен некачественный товар, необходимо изначально обратиться к продавцу и письменно предъявить ему свои требования. Согласно статье 21 Закона потребитель вправе предъявлять претензии: к продавцу по качеству товара – в течение 2-х лет с момента приобретения товара, а если гарантийный срок более 2-х лет – в течение гарантийного срока; к изготовителю – в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение 10-ти лет. В соответствии с пунктами 1-3, 7 статьи 20 Закона, если Вы приобрели некачественный товар, Вы вправе потребовать по своему выбору:
Пунктом 11 статьи 20 Закона определен порядок проведения проверки качества и экспертизы товара. Из приведенной нормы следует, что:
Согласно части второй пункта 11 статьи 20 Закона при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе принять участие в проведении проверки экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке. Если в результате проведенной экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара. Таким образом, потребитель вправе:
Для получения доказательств о недостатке товаров потребитель вправе провести и оплатить экспертизу товара самостоятельно. Если в результате экспертизы товара будет установлено, что товар ненадлежащего качества и недостатки товара возникли до передачи его потребителю, то потребитель вправе потребовать от продавца возмещения стоимости экспертизы. Данные расходы в этой ситуации рассматриваются, как убытки, понесенные потребителем в результате приобретения некачественного товара, и продавец обязан незамедлительно это требование удовлетворить. Если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, то оно должно быть удовлетворено в течение семи дней со дня подтверждения потребителем размера убытков – пункт 2 статьи 25 Закона. Действующее законодательство Республики Беларусь не обязывает потребителя извещать продавца о месте и времени проведения экспертизы. Порядок проведения экспертизы определен Положением о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 26 от 14.01.2009 г. (далее – Положение). Целью экспертизы в соответствии с пунктом 3 Положения является:
Согласно пункту 4 Положения экспертизу вправе проводить:
Вернуться назад |