Речицкий районный исполнительный комитет. Официальный портал

Вопросы защиты прав потребителей

вопрос-ответ


вопрос-ответ


20 февраля 2023. Разместил: obrgr

Вопрос: Как поступить гражданину, если его права как потребителя были нарушены продавцом: надо ли идти сразу в суд либо можно решить вопрос мирным путем, к кому надо обратиться и как оформить свои требования правильно?  

Ответ: Законом Республики Беларусь от 09 января 2002 года № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) не предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителя товаров (работ, услуг). Следовательно, потребитель вправе сразу обратиться за защитой своих прав в суд.

Однако такой порядок, как досудебное рассмотрение претензии, может быть предусмотрен другими законодательными актами (например, п. 2 ст. 422, п. 1 ст. 751 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В таких случаях несоблюдение досудебного порядка влечет отказ в возбуждении дела в соответствии с п. 2 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК), а если дело возбуждено – суд оставляет заявление без рассмотрения (п. 1 ст. 165 ГПК) (п.4 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2010 № 4 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей» (с дополнениями и изменениями)).

Однако, следует помнить, что обращение с претензией непосредственно к продавцу часто приводит к желаемому результату, а именно, – требование потребителя удовлетворяется и необходимости обращения с иском в суд впоследствии не возникает.

Действуя в соответствии с Законом, потребитель, право которого нарушено, может обратиться с претензией к продавцу или исполнителю и выдвинуть одно из требований, установленных пунктами 1-3 статьи 20, пунктами 1 и 2 статьи 30 и пунктами 1-4 статьи 31 Закона.


Вернуться назад