В силу требований статьи 38 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №2-З) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченные ими юридические лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – инвентаризация выбросов).
Результаты инвентаризации выбросов оформляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченными ими юридическими лицами актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – акт инвентаризации).
В соответствии с частью второй пункта 26 Положения о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33 (далее – Положение о порядке проведения инвентаризации), результаты инвентаризации выбросов оформляются актом инвентаризации в виде одной книги с выделением разделов по каждому обособленному подразделению (филиалу), производственной площадке, расположенных в разных населенных пунктах, районах города и (или) области, зоны воздействия которых не пересекаются, или актом инвентаризации в виде нескольких отдельных книг для каждого обособленного подразделения (филиала), производственной площадки.
Каждая книга акта инвентаризации должна состоять из разделов, указанных в пункте 28 Положения о порядке проведения инвентаризации, содержащих информацию о конкретном обособленном подразделении (филиале), производственной площадке субъекта хозяйствования.
При этом период действия акта инвентаризации определяется в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке проведения инвентаризации и является единым для всех книг (разделов), входящих в состав акта инвентаризации.
Кроме того, принимая во внимание требования к форме акта инвентаризации, установленные приложением 2 к Положению о порядке проведения инвентаризации, такой акт утверждается руководителем юридического лица, а не филиала (структурного подразделения).
Обращаем внимание, что при проведении новой инвентаризации выбросов в связи с передачей субъекту хозяйствования дополнительных объектов воздействия на атмосферный воздух акт инвентаризации не только дополнится данными по такому объекту, но и изменятся данные ряда разделов предыдущего акта инвентаризации. В частности, изменения затронут:
- раздел «Введение», в котором отражаются сведения обо всех производственных площадках природопользователя, валовом выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух в целом по субъекту хозяйствования;
- раздел «Обобщенные данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в целом от всех источников выбросов природопользователя»;
- раздел «Выводы и рекомендации», в котором приводятся выводы о необходимости установления нормативов допустимых выбросов;
- загрязняющих веществ в атмосферный воздух в целом для природопользователя и по источникам выбросов.
В соответствии с абзацем пятым пункта 3 Положения о порядке проведения инвентаризации при переходе права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты воздействия на атмосферный воздух, предоставлении в аренду или на ином законом основании объектов воздействия на атмосферный воздух инвентаризация выбросов должна быть проведена в течение 5 месяцев со дня возникновения таких обстоятельств.
По вопросу утраты актуальности протоколов проведения измерений, осуществляемых при проведении предыдущей инвентаризации выбросов, информируем, что при проведении новой досрочной инвентаризации выбросов субъектом хозяйствования могут использоваться протоколы измерений в рамках производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, что в свою очередь не требует проведения дополнительных замеров и затрат на данные цели.
Кроме того, согласно части первой пункта 26 Положения о порядке проведения инвентаризации акт инвентаризации оформляется, в том числе, на электронном носителе (в формате MS-Excel). Соответственно при проведении новой инвентаризации выбросов у субъекта хозяйствования имеется вся необходимая информация и документация по объектам воздействия на атмосферный воздух, не подлежащим изменениям, для дальнейшей ее передачи при необходимости уполномоченному на проведение новой инвентаризации выбросов юридическому лицу.
Относительно разрешений на выбросы сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664, юридическому лицу выдается отдельное разрешение на выбросы:
- при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию объекта воздействия на атмосферный воздух;
- при эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, в том числе при производстве (выработке) энергии с использованием отходов 1 - 3-го классов опасности и (или) обезвреживании отходов на объектах воздействия на атмосферный воздух.
Таким образом, сведения по всем эксплуатируемым юридическим лицом объектам воздействия на атмосферный воздух должны быть включены в одно общее разрешение на выбросы.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь допускает выдачу отдельных разрешений на выбросы только для обособленных подразделений (филиалов) юридических лиц, имеющих отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет с предоставленным должностным лицам этого обособленного подразделения (филиала) правом распоряжаться денежными средствами на счете.