Типичные нарушения законодательства, выявляемые в сфере охранной деятельности в ходе выборочных проверок:
нарушения, в том числе грубые, лицензионных требований и условий, определенных пунктами 382 и 385 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, а именно:
нарушение требования о наличии в штате лицензиата не менее 3 работников с необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификацией;
нарушение сроков представления в Министерство внутренних дел списков вновь принятых работников, осуществляющих лицензируемую деятельность;
нарушение порядка прохождения оценки знаний вновь принятыми работниками, осуществляющими лицензируемую деятельность;
нарушение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность (нарушение межповерочного периода средств измерений, сроков прохождения периодических медицинских осмотров работников, осуществляющих лицензируемую деятельность и т.д.);
отсутствие либо несоблюдение локальных правовых актов, регулирующих порядок осуществления лицензируемой деятельности.
в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера:
нарушения условий и правил осуществления охранной деятельности, определенных в Законе Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», а именно:
- Не представлены документы, подтверждающие отсутствие судимости и предъявления обвинения в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке) на работников охраны организации (нарушение части первой статьи 24 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 175-З «Об охранной деятельности» (далее – Закон) в части нарушения абзацев второго, четвертого статьи 14 Закона):
- Не представлены документы, подтверждающие отсутствие судимости на работников охраны организации (нарушение части первой статьи 24 Закона в части нарушения абзаца второго статьи 14 Закона);
- Не представлены документы, подтверждающие отсутствие предъявления обвинения в совершении преступления (до разрешения вопроса о виновности в установленном законом порядке) на работников охраны организации (нарушение части первой статьи 24 Закона в части нарушения абзаца четвертого статьи 14 Закона).
- Не представлены документы, содержащие сведения о не аннулировании в установленном законодательством порядке разрешения на хранение и ношение оружия в отношении работника охраны (нарушение части первой статьи 24 Закона в части нарушения абзаца седьмого статьи 14 Закона).
- Не представлены документы, содержащие сведения о непризнании в установленном законом порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным на работника охраны (нарушение части первой статьи 24 Закона в части нарушения абзаца третьего статьи 14 Закона).
- Не представлены документы, подтверждающие не состояние на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением на работника охраны (нарушение части первой статьи 24 Закона в части нарушения абзаца пятого статьи 14 Закона).
- Работник охраны допущен к выполнению обязанностей без прохождения предварительного медицинского осмотра (нарушение абзаца второго части третьей статьи 24 Закона в части нарушения абзаца седьмого пункта 20 Инструкции о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2019 г. № 74).
- Работник охраны не прошел периодический медицинский осмотр (нарушение части четвертой статьи 24 Закона).
- Не представлены документы, подтверждающие проведение специальной подготовки работника охраны (нарушение пункта 6 Инструкции о порядке проведения профессиональной подготовки, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 3 декабря 2015 г. № 350 (далее – Инструкция о профессиональной подготовке).
- 7.1. Не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка проведения специальной подготовки работника охраны ((приказ о проведении специальной подготовки, план-конспекты по изучаемым темам, тематический план специальной подготовки, расписание занятий по специальной подготовке, журнал учета занятий, по специальной подготовке и т.п.) нарушение пунктов 7, 9, 10, 12, 13 и т.п. Инструкции о профессиональной подготовке).
- 7.2. Занятия по специальной подготовке работников охраны проводятся в плановом порядке в течение учебного года ежемесячно в количестве менее 2 часов (нарушение части первой пункта 11 Инструкции о профессиональной подготовке).
- Работник охраны (ФИО) допущен к выполнению обязанностей без прохождения первоначальной проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы (либо только физической силы) (нарушение абзаца третьего части третьей статьи 24 Закона в части нарушения подпункта 8.1 пункта 8 Инструкции о порядке осуществления проверок на годность, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 3 декабря 2015 г. № 350 (далее – Инструкции о порядке осуществления проверок на годность)).
- 8.1. Работник охраны (ФИО) не прошел периодическую проверку на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы (либо только физической силы) (нарушение части четвертой статьи 24 Закона в части нарушения подпункта 8.2 пункта 8 Инструкции о порядке осуществления проверок на годность).
- Работник охраны (ФИО) допущен к выполнению обязанностей без прохождения им квалификационного экзамена по вопросам осуществления охранной деятельности (нарушение абзаца четвертого части третьей статьи 24 Закона).
- Работник охраны (ФИО) прошел квалификационный экзамен позднее двух месяцев со дня приёма на работу (нарушение пункта 21 Инструкции о квалификационном экзамене, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 2 ноября 2023 г. № 241).
- 10.1. Ходатайство о допуске работника охраны к сдаче квалификационного экзамена представлено в подразделение Департамента охраны по месту нахождения организации охраны либо месту нахождения охраняемого объекта с нарушением установленного срока (месячный срок со дня издания приказа о приеме на работу) (нарушение пункта 10 Инструкции о квалификационном экзамене, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 2 ноября 2023 г. № 241).
- Работник охраны выполняет обязанности без служебного удостоверения и жетона (нарушение части пятой статьи 24 Закона).
- 11.1. Работник охраны (ФИО) выполняет обязанности без служебного удостоверения (нарушение части пятой статьи 24 Закона).
- 11.2. Работник охраны (ФИО) выполняет обязанности без служебного жетона (нарушение части пятой статьи 24 Закона).
- 11.3. Работники охраны выполняют обязанности при наличии служебных удостоверений и (или) жетонов неустановленного образца нарушение абзацев 2, 3 (либо 4, 5) пункта 1 постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 8 декабря 2010 г. № 404 «О служебном удостоверении и жетоне работника охраны» (далее – постановление № 404)
- На работу в охрану принят работник (ФИО) в отношении которого аннулировано в установленном законодательством порядке разрешения на хранение и ношение оружия нарушение части первой статьи 24 Закона в части нарушения абзаца седьмого статьи 14 Закона
Перечисленные выше нарушения квалифицируются по статье 24.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях как нарушения условий и правил осуществления охранной деятельности.
Статья 24.37. Нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности
Нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности, предусмотренных законодательством, –
влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации, а на юридическое лицо – до ста базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации.
Напоминаем, что вновь принятые работники охраны, допускаются к выполнению обязанностей только после прохождения ими медицинского осмотра в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области здравоохранения по согласованию с республиканским органом государственного управления в сфере труда, и проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы, а также проведения проверок на дееспособность, на наличие судимости, предъявления им обвинения в совершении преступления, состояния на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением. У всех работников охраны должны быть служебные удостоверения и жетоны.
В 2022 году за нарушения законодательства, предусмотренные санкцией статьи 24.37 КоАП Республики Беларусь, в сфере охранной деятельности были привлечены к административной ответственности следующие юридические лица: КСУП "Бывальки", КСУП "Демеховское", КСУП "Совхоз "Заря", ОАО "Маложинский", Ордена Ленина ОАО "Брагинский", КСУП "Оревичи", КСУП "Новый путь-Агро" КСУП "Совхоз "Исток", ПУП "Лоевский комбинат строительных материалов" ОАО "Полесьестрой".